С октября 2022 по апрель 2023 года я обучалась на литературных курсах Челябинского государственного института культуры.
Вела наши занятия кандидат культурологии, профессор Нина Александровна Ягодинцева.
Организация занятий
Занятия проходили в дистанционном формате в скайпе по субботам. Включали теоретические темы, практические занятия и разборы произведений участников. Свои работы студенты курса заранее выкладывали в закрытой группе ВКонтакте, чтобы все могли познакомиться, написать рецензии.
Для тех, кто не смог присутствовать на занятии или хотел пересмотреть материал ещё раз, была доступна запись.
Отдельно нужно сказать о нашем преподавателе: слушать Нину Александровну − одно удовольствие. Материал воспринимается легко, хорошо запоминается. После занятий появляется желание работать, создавать новое, дорабатывать имеющееся.
Разбор текстов и подготовка рецензий
Первое, чему мы уделили внимание − редактура художественных произведений и правила рецензирования, ведь нужно уметь достойно представлять свои тексты и грамотно давать обратную связь другим участникам.
Написание рецензий – это полезная практика, позволяющая не только помочь другому, но и что-то извлечь для себя. Часто приходилось изучать дополнительную информацию.
Лично у меня бывало и такое (с поэтическими подборками) − не знаешь, что писать: прислушиваешься к себе, эмоциям, рассматриваешь технику, вдумываешься в сюжет, но сказать ничего не можешь. Это тоже показатель, что не хватает компетентности или есть сложности принятия «не своей» темы. Поэтому вдвойне восхищают разборы преподавателя. Нина Александровна всегда учитывает уровень автора, запрос, даёт многое для улучшения произведения, но это не чёткие требования, а пояснения, идеи, подсказки, советы.
Мои произведения рассматривались на двух занятиях. В первый раз – стихотворение, в котором у меня были сложности с доработкой – «чувствую, что-то не так, а понять, что именно, не могу». А во второй раз прозаическая подборка, где рассказы никак не хотели объединяться в единую серию, хотя и казалось, что они близки друг другу. В обоих случаях я получила ответы на свои вопросы. Поняла, в чём заблуждалась, и увидела пути решения. И, конечно, нельзя не сказать о мощнейшем эмоциональном подъёме и желании работать дальше, ведь благодаря Нине Александровне удалось приблизиться к покорению вершины, которая, казалась ещё недавно недоступна.
Рассмотренные темы
Перечислить все темы, которые мы рассмотрели за курс – та ещё задача. Знания и опыт преподавателя охватывают всё от чисто технических навыков оформления текста и до глубоких психологических вопросов, касающихся творческой безопасности.
Большой блок отводился на организационно-творческую работу, и именно на эти темы я шла в первую очередь, поскольку нигде не встречала ничего подобного. Благодаря Нине Александровне смогла ответить на давно волновавшие вопросы о работе литературного объединения, проанализировать ситуации из личного опыта уже взвешенно, сделать выводы на будущее. А сколько нововведений появилось в моей работе с детьми! Например, виды творческих объединений позволили пересмотреть подход к изучению теоретического материала (никак не удавалось собраться всем вместе, поэтому все планы рассыпались). Я разделила курс на большие блоки, которые повторяются каждый год, но уже в расширенном формате. Так те, кто знаком с материалом − сможет освежить знания, а новички – нагнать материал группы. Также разрабатываю автокурсы для самостоятельного изучения, где дети смогу расширить свои знания.
Приятно, что то, чему я уделяла внимание интуитивно, нашло подтверждение у опытного наставника. Например, в работе с детьми мы с первых занятий уделяем внимание редактуре, саморедактуре и оформлению текстов. Поняла, что на верном пути, проработала свои материалы и уже опробовала на практике.
Темы практикума «Речь как формула» в первую очередь позволили прочувствовать важность слова, его ценность. Нельзя сказать, что для меня всё стало открытием, скорее я перешла на новый уровень, а это основа для роста, как личного, так и литературного.
Подготовка книги, мотивация, творческие состояния, направления в литературе, психологические аспекты творческого развития, профилактика и выход из конфликтов – это только малая часть рассмотренных тем.
Дипломная работа
В качестве дипломной работы участники могли представить проект по литературно-организационной деятельности или творческую литературную подборку. Что именно будет в ней: стихи, проза или драма, определял сам автор. Честно говоря, я долго гадала, какие именно работы презентовать, всё же остановилась на прозе.
Каждую подборку Нина Александровна разобрала, обсудила с автором.
Подводились итоги, вручались дипломы на Всероссийском Форуме молодых писателей, который прошёл в Челябинске 14-16 апреля.
Эфир на радио «Вместе»
Для тех, кто не смог присутствовать на конференции, появилась альтернатива – представление своих работ на радио «Вместе» в авторской передаче Алёны Кофман «О чём сегодня шепчут Музы».
Послушать работы выпускников можно в архиве передач (https://radiovmeste.com/), а новые встречи слушать на этом же сайте каждую среду в 20:00.
Мой эфир состоялся 3 мая. И он был замечательным! Я рассказала о себе, прочитала эссе «Счастье на дне пустой кружки», миниатюру «Весна» и рассказ «Прощальный визит». Олеся Дидух волшебно прочла стихи о сибирской природе, временах года, бабушке. Олеся любящая мама четверых детей и замечательный педагог, и это, конечно, ощущается в её стихотворениях о детях. Стихи Инги Макаровой можно разбирать на цитаты, каждая строчка – это полноценное произведение. Только вдумайтесь в слова «…и как прекрасна жизнь за миг перед прыжком». А стихи Екатерины Калугиной необычные, как она отметила, но при этом глубокие, образные. Такие можно перечитывать не один раз и открывать новые и новые грани.
А наша ведущая – Алена Кофман поддерживала нас, задавала вопросы, откликалась на произведения, благодаря чему в эфире царила уютная, тёплая атмосфера.
А что ещё?
Новые знакомства. Мы много общались с Юлией Малевановой – потрясающий по энергетике человек, светлый и влюблённый в детство! А какие у неё удивительные творческие идеи! Пусть всё задуманное получится! И, надеюсь, что мы ещё встретимся лично.
Восхищает стабильная работа с рецензиями Елены Фоминой. Меня то и дело утягивали другие дела: почти каждый раз распечатывала, прочитывала все работы, даже начинала рецензию, а потом «срочно нужно» − и всё кувырком, а там уже вторая неделя.
Замечательные авторы, которым откликается душа: Елена Сальникова, Кира Османова, Анна Антипина, Яна Яжмина, Алёна Кофман, Надежда Россихина и другие (можно перечислять всех участников курса).
Новые книги «Речь как формула: литературно-творческий практикум», «Организация литературной работы: методика, рекомендации, деловые игры», «Поэтика: принципы безопасности творческого развития». Эти издания Нины Александровны Ягодинцевой прекрасно дополняют курс, их смело можно назвать настольными.
И ещё одна книга – вдохновляющая. С автографом автора! Это поэтический сборник Нины Александровны «Имена печали и любви». Книга — приятная для рук, красивая для глаз, но самое важное – созвучная для души.
Благодарности
Большое спасибо Нине Александровне за опыт, литературные и преподавательские таланты, за любовь к своему делу! За багаж, который уношу с собой, за уже полученные результаты, и те, которые будут в будущем, ведь отложенный эффект – всегда самый сильный. И, надеюсь, что смогу повторить курс в следующем учебном году.
Спасибо Алёне Кофман и команде радио «Вместе» за потрясающую возможность для авторов представить себя на весь мир. Я уже слушала передачу «О чём сегодня шепчут Музы» раньше, но выйти в эфир самой − это было незабываемо!
Руководству Челябинского государственного института культуры и всем сотрудникам, причастным к этому проекту, за возможность учиться, становиться лучше. За доступность даже для тех, кто находится за несколько часовых поясов.
Кире Марченковой, выпускнице прошлого года, за рекомендацию этого курса.
Всем авторам за свет, любовь к слову и желание становиться лучше!
Анна Воронина, 2023
Поздравляю вас, Анна, с окнчанием курсов у Нины Александровны, которые я тоже окончил 5 лет назад. Вы подробно описали и учебный процесс, и свои впечатления от него. У меня подобные впечатления от учёбы на курсах, от мастерства преподавателя. Такая учёба даёт и основы литературного мастерства, и помогает определиться со своими возможностями на литературном поприще — а дальнейшее зависит от личных устремлений и упорства выпускника в достижении поставленной цели. Имея ориентиры, показанные нам на курсах, сделать это легче. Чтение прозы и стихов становится более осмысленным. Раньше, в советские годы, читателю помогали предисловия, написанные знающими литературное дело рецензентами. Сейчас хорошо написанную рецензию встретить можно, но редко. Читая книги современных издательств, чаще встречаю опечатки, орфографические и пунктационные ошибки, а уж про телевидение и говорить нечего — в смысле: ничего хорошего. Вы молодой автор, и у вас всё впереди. Я понимаю, что рамки этой статьи не позволили вам более подробно рассказать о достижениях ваших сокурсников. Из всего содержания я невольно отметил два спорных момента для меня. Вы сказали, что «Олеся Дидух волшебно прочла стихи…». Об это «волшебно» я и споткнулся. Если бы вы раскрыли такое своё впечатление дальше, я бы, возможно, поверил. Но, кажется мне, в данном случае эпитет неудачный. И говоря о стихах Инги Макаровой, вы привели очень короткую цитату: » Стихи Инги Макаровой можно разбирать на цитаты, каждая строчка – это полноценное произведение. Только вдумайтесь в слова «…и как прекрасна жизнь за миг перед прыжком». Прыжок может быть разным: в будущее вообще, с парашютом из самолёта, с обрыва или вышки в воду, и, что сейчас нередко случается, прыжок может быть с крыши многоэтажки — не всё из перечисленного можно назвать прекрасным мгновением жизни. Я об этом упомянул, потому что автору, считаю, надо перед публикацией не один раз прочесть своё сочинение на предмет лишних слов и неудачных эпитетов. Но лиха беда начало. Желаю вам успеха!
Анатолий Сергеевич, большое спасибо за Ваш отзыв, пояснения и советы!
Анна, поздравляю с успешным завершением литературных курсов! Всегда приятно и немного волнительно учиться у настоящих Мастеров. Зато потом многое проясняется, рождаются интересные идеи, появляются новые люди, с которыми ты находишь немало общих тем для обсуждения. На мой взгляд, любые курсы это как маленькая жизнь, с её взлетами и падениями, полным штилем и неожиданными поворотами. Спасибо, что поделилась таким чудесным опытом!
Татьяна, согласна! Спасибо большое за комментарий!